ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
( Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности.
Составляющие психологической готовности:
Мотивационная готовность. Желание идти вшколу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).
Эмоционально-волевая готовность. Умение контролировать эмоции и поведение.
Интеллектуальная готовность. Наличие широкого кругозора, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей.
Личностно-социальная готовность. Готовность к общению и взаимодействию - как со взрослыми, так и со сверстниками.
Интеллектуальная готовность включает:
- умение думать, анализировать, делать выводы;
- способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
- способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Как развивать:
1. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
2. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи - одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Личностно-социальная готовность:
Умеет ли ребенок общаться с детьми? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята? Чувствует ли принятые в обществе нормы общения? Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы? Умеет ли отстаивать свое мнение? Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями? Эти вопросы должен задать себе каждый из родителей. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Как развить:
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Мотивационная готовность включает:
1. Познавательный интерес
2. Желание узнавать что-то новое
Как развить:
Формируйте положительное отношение:
- к школе,
-учителю,
-учебной деятельности,
-к самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных правилах.
Полезны занятия, которые развивают фантазиюи воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально-волевая готовность включает:
1. Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
2. Адекватную самооценку и положительный образ себя.
3. Умение сосредоточиться, управлять эмоциями.
Сформировать эти качества можно только через игру!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами, играйте в школу.
И важно то, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость имогут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности - целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.
Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышалии правильно поняли.
Саморегуляция -основа готовности к школе!
Психологически не готовый к школе ребенок
- проявляет мало инициативы;
- не может включиться в общий режим работы класса;
- не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;
- испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Поэтому важно обратить внимание на работоспособность ребенка во время занятий.
Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка,особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.
Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок - целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.
Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Педагог-психолог: Малышева В.Н.
Советы психолога
Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
· Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
· Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза,обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
· Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного). Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
· Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
· Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что наказан.
· Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
· Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
· Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
· Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
· Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его, как личности, провоцирует подавленную агрессивность.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости, как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово - истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.