Консультация родителей на тему:
«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Уважаемые родители!
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
-сформированность звуковой (фонетической) стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп:
-сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка);
-готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
-умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных; правильно употреблять приставочные глаголы;
-сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
-развитие связной речи: ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
-создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
-проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей инеобходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
-не ругать ребенка за неправильную речь;
-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
-осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем - тогда учите его говорить. Вовремя обращайте внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Учитель-логопед: Летучева И.А.
Советы логопеда для родителей
Совет №1 - «НАЧНЕМ С ВАС»
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 - «ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ»
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 - «ГОВОРИТЕ ЧЕТКО»
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации - поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 - «ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ»
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 - «НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ»
Не употребляйте слишком длинные фразы. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 - «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕХА»
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 - «В ОСНОВЕ РЕЧИ - СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ»
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №8 - «РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ»
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - пассивный словарь, говорит - активный.
Совет №9 - «РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»
«Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №10 - «ЧИТАЙТЕ ...»
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз - дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №11 - «ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ»
Развивайте мелкую моторику - точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №12 - « БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И ... ОСТОРОЖНЫ»
Если ребенок неверно произносит звуки, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
ЖЕЛАЮ ВАМУСПЕХОВ!
Консультация для родителей
«Артикуляционная гимнастика»
Произношение звуков связано с работой мышц губ, языка, нёба. Для правильного произношения нужны сильные, упругие, подвижные органы артикуляции. Артикуляционная гимнастика-это упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
*Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
*Движения выполняйте неторопливо, ритмично,чётко.
*Помните, гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Лучше всего гимнастику выполнять 3-5 минут несколько раз в день.
*Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится!
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
1. « Лягушка» - улыбнуться, показать замкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. (Выполнять 3-4 раза).
2. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно то к левому углу рта, то к правому. (Повторить5-10 раз).
3. «Чистим зубки» - улыбнуться так, чтобы были видны нижние зубки, приоткрыть рот. Кончиком языка водить по внутренней поверхности нижних резцов, не заходя на коренные. (Повторить 5-6 раз).
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
1.«Хоботок (Слоник)» - вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. (Повторить 3-4 раза).
2. «Маляр» - рот открыть широко, так, чтобы были видны верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался. (Повторить6-8 раз).
3.«Вкусное варенье» - приоткрыть рот. Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык вглубь рта. Стараться рот не закрывать. (Повторить 5-6 раз).
4.«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки («чтобы чай не пролился»). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Необходимо удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом до 10. (Повторить 3-4 раза).
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХУПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
1.«Накажем непослушный язычок» - покусать кончик язычка.
2.«Чистим зубки» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние зубки. Рот открыть. Надо кончиком языка водить по внешней поверхности, затем по внутренней поверхности верхних резцов, не заходя на коренные.
3.«Качели» - рот открыт широко, видны верхние и нижние резцы. Кончик язычка ставить поочерёдно за верхние и нижние резцы. Рот не закрывать. (Повторить 8-10 раз).
4. «Дятел» - рот открыть, кончиком язычка стучать в нёбо: «д-д-д» (медленно, затем быстро).
5. «Маляр» - рот открыть широко, так чтобы были видны верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался. ( Повторить6-8 раз).
6. «Грибочек» - присосать язык к нёбу, открыть рот, потянуть подъязычную связку. (Повторить 5-6 раз).
7. «Лошадка» - пощёлкать язычком 5-6 раз.
Литература:
Е.Косинова. "Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи". "Эксмо", 2007.
Желаем Вам удачи!
МАСТЕР - КЛАСС заботливым родителям:
« Играя, речь развиваем!»
Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого материала. В игре ребенок обогащает и закрепляет словарь, развивает связную речь, расширяет знания об окружающем мире, развивает коммуникативные навыки.
В данном мастер-классе хочу представить дидактические игры, которые родители смогут использовать в домашних условиях для организации познавательного досуга своих детей. Если у вас нет много времени, чтобы заниматься с ребенком, данные упражнения можно выполнять по дороге в детский сад, перед ужином, в магазине, на прогулке.
Для развития фонематического слуха, предложите ребенку убрать игрушки в коробку, в названии которых есть звук (К)- куклы, кубики, конструктор и т.д.
Покажите ребенку музыкальные инструменты, дайте их потрогать, и поиграть на них. Затем попросите его закрыть глаза или используйте ширму, а в это время сыграйте мелодию на каком-либо инструменте. Ребенок должен отгадать, какой инструмент издает такой звук. Данное упражнение развивает слуховое внимание.
Покажите ребенку вещи, которые вы развешиваете после стирки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук (Л): полотенце, платок, халат и т.д.
«Пальчики загибай, четко овощи в магазине называй»; «Назови ласково»; «Съедобное - несъедобное» - игры, которые можно использовать в магазине.
«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста, лук).
«Угощаю». Ребенок придумывает «сладкое» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему. Можно играть в «соленые», «кислые», «холодные» слова.
Аналогичные игры на прогулке: «Кто больше назовет предметов, про которые можно сказать зеленый?", «Сосчитай деревья (дома, детей)» - одно дерево, два дерева......» и т.д.
Используйте идеи и придумывайте свои варианты игр, ведь подобные занятия являются залогом успешного овладения ребенком речью, а также способствуют его гармоничному развитию.